Целых два с половиной километра прочного бетонного покрытия, сквозь швы которого пробивается кустарник; поросшие травой огромные территории; полуразрушенные здания из красного кирпича; обветшалая вышка диспетчеров; колючая проволока и предупредительные надписи о том, что «вход воспрещен» — вот, к сожалению, то немногое, что осталось от былого величия и «размаха» советского аэродрома в Балаково, который наряду со многими подобными ему областными аэропортами составлял когда-то гордость «союзов», великой державы. Было время, когда даже Саратов завидовал областному Балаково. И было чему — современный на ту пору аэродром принадлежал к разряду первого класса, а длина его взлетно-посадочной полосы превышала саратовскую, обеспечивая районный центр возможностями и перспективами. Но всему свое время, прежде чем обзавестись «именем» и статусом, у аэродрома в Балаково также была своя предыстория.

Аэродром

 

Славное прошлое

 Так называемый «старый» аэропорт в Балаково первоначально находился прямо в черте города, вблизи нынешнего профилактория от атомной электростанции. Конечно же, такой важный стратегический объект для страны просто требовал быстрой связи с внешним миром — данный факт во многом обусловил появление в Балаково крупной воздушной гавани.

«Старый» аэродром имел несколько грунтовых взлетно-посадочных полос, длина которых не превышала полутора километров. Скромные, согласитесь, условия — особенно с учетом того, что сегодня предлагает нам мир авиации. В это время из аэропорта Балаково осуществлялись даже регулярные рейсы. Первым направлением стал маршрут, соединяющий три города — Балаково — Вольск — Саратов. Прямое сообщение началось зимой 1956 года, первым пассажирским самолетом, покинувшим воздушные ворота Балаково, был печально известный в наше время аппарат Антонова — Ан-2. С середины 60-х годов к нему присоединились Ли-2 и Ил-14. На последнем стали осуществляться регулярные рейсы в Москву. Чуть позднее, ближе к 1970 году, из аэропорта Балаково выполнялись довольно сложные многосоставные маршруты по направлению, например, Балаково — Базарный Карабулак — Лопатино — Пенза. Из данной воздушной гавани можно было улететь в Вольск, Хвалынск, Куйбышев. Фактически аэродром в Балаково стал одним из центров авиационного сообщения в Поволжье, Урале и Казахстане, так как на самолетах Ан-2 местной командой летчиков выполнялось большинство перелетов по данным регионам.

Читайте также:  «Вайнштейнгейт» разрастается: падчерица Вуди Аллена вспомнила в телеэфире о его приставаниях

Аэродром

Новый «винт» в истории

 С вводом в активную эксплуатацию электростанции в Балаково начинается «новая страница» в истории развития аэродрома. Ему уже стало «тесно» в городе, и он был перенесен за его черту — по направлению на Вольск. В районе деревни Малая Быковка построены новые «воздушные ворота» с современной, длинной, прочной и надежной взлетно-посадочной полосой из бетона. Произошло это в середине 1980-х годов, а первый рейс по маршруту Балаково — Москва был выполнен в 1985 году на самолете Ан-24. У рейса даже был номер — 782. Из нового аэропорта стали выполнятся регулярные перелеты во многие города Советского Союза. Сюда стали летать Як-42, а позднее — Ту-154. Кстати сказать, приземление последнего именно в Балаково стало настоящей сенсацией, так как на то время по всей Саратовской области только данная воздушная гавань могла принять такой самолет.

Современный аэропорт в Саратове до сих пор не обладает такой возможностью, ввиду слишком короткой взлетно-посадочной полосы и неудобного расположения аэродрома в черте города.

Но каждая империя приходит когда-то к своему упадку — так и аэропорт в Балаково познал кризисное время, которое настало с Перестройкой. В середине 90-х годов отсюда выполнялся только один рейс по направлению Балаково — Москва.

Чуть позже аэропорт попал в частные руки, и его пытались «реанимировать», организуя перелеты и в другие города России — Екатеринбург, Сочи, Краснодар, Харьков, Донецк, Симферополь. Но, к сожалению, данные направления оставались коммерчески неоправданными. Аэропорт в Балаково не мог оставаться таковым, и к началу 2000-х годов авиасообщение из него было полностью прекращено. Аэродром был исключен из реестра гражданских в РФ. Это означало либо его окончательную гибель, свидетелями которой мы можем быть и по сей день, либо нового этапа его истории.

Читайте также:  Названа причина таинственной смерти 20-летней американской порноактрисы

Аэродром

 Дискуссии о перспективах

 Впервые о возможности реконструкции аэродрома в Балаково заговорил губернатор Саратовской области Валерий Радаев на встрече в Москве с министром транспорта Максимом Соколовым. По итогам разговора было решено заняться ремонтом и вводом в эксплуатацию хотя бы взлетно-посадочной полосы аэродрома в Балаково. Затем задумывались дальнейшие улучшения и постройка комфортного здания аэровокзала, красные кирпичи которого сейчас, словно кричат из-под шпатлевки, взывая к помощи.

Но со встречи политиков прошло три года, а кроме желтых небольших самолетов в «карманах» аэропорта мы не наблюдаем других самолетов в Балаково. Лишь сельскохозяйственные машины на его территории, а в кабинете — благородный собственник Михаил Бобров «Приволжской региональной авиакомпании», который хранит покой «усопшего» аэродрома от ненужных посягательств прессы и всех любопытных.

Аэродром

Гонки со временем

 Взлетно-посадочная полоса используется для гонок Drag Racing, хотя настоящий экстрим и переживания можно испытать при виде упаднического состояния аэродрома — выцветшие заграждения, препятствующие проникновению на аэродром, прорехи в ограждении летного поля, полуразрушенные здания, сиротливая диспетчерская вышка, бетонные плиты, брошенные в бесхозном состоянии.

Аэродром в Балаково сегодня используется для сельскохозяйственных нужд, хотя обладает очень хорошим потенциалом. Взлетно-посадочная полоса могла принимать довольно тяжелые лайнеры — до 180 тонн. Кроме того, здесь есть все условия для взлета и посадки любого вертолета. Нет только хорошего ремонта, на который, конечно, уповают местные жители.

Перелет до Москвы при расстоянии столицы от Балаково в 780 км не занял бы больше часа, а по деньгам обходился в пять рублей для советского жителя. Сегодня, конечно, цены уже другие, да и аэропорт требует серьезной реконструкции.

По мнению многих экспертов, он мог бы стать превосходной альтернативой крупной воздушной гавани, строительство которой сейчас идет в районе Сабуровки. Реконструкция прежнего аэропорта в Балаково потребовала бы гораздо меньше затрат и времени, но также расширения транспортных развязок для беспрепятственного и быстрого доступа в  воздушную гавань. Подобный проект уже был реализован в Самаре.

Читайте также:  Специалисты Росстата выяснили, что мужчины ценят в женах, и наоборот

Так что у аэродрома в Балаково есть и будущее, и перспективы, не хватает только грамотного подхода и инвестиций. Дальнейшее развитие и финансирование запланировано на следующий этап — до 2030 года.

«Малая Быковка» ждет перемен уже сейчас!